«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как и дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка. Неграмотность родителей в вопросах воспитания, психологическая незрелость, незнание элементарных знаний о психике ребёнка — самые распространённые причины проблем воспитания. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т. д.
Диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми, исследует межличностные отношения в системе «родитель — ребенок» глазами, и родителя, и ребенка.
Для диагностики внутрисемейных взаимоотношений представлены различные психодиагностические методы исследования, позволяющие всесторонне проанализировать и выявить актуальное состояние семейного микроклимата.
Разработанные педагогом- психологом и социальным педагогом и апробированные методики по исследование детско- родительских отношений и комплексный подход, профессиональная организация и консультационная помощь могут помочь уцелеть семье.