21.08.2023 года в ГАУ КО «Мантуровский КЦСОН» в отделении срочного социального обслуживания прошел семинар на тему «Конфликтные ситуации и способы их разрешения при работе с пожилыми людьми». На семинаре присутствовали специалисты отделения.
Вступительным словом открыла семинар заведующая отделением срочного социального обслуживания Медведева Е.П.
По вопросу «Конфликтные ситуации и способы их разрешения при работе с пожилыми людьми» выступила специалист по социальной работе Соловьева Е.А.
Практика свидетельствует о том, что пожилые — это очень разные люди. Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, специалисту нужно знать: особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомлённым о достижениях науки и практики в этих направлениях. Работа с пожилыми людьми характеризуется высокой эмоциональностью. Важным качеством специалиста является умение не раздражаться в любых обстоятельствах, всегда оставаться корректным и спокойным.
Азбука общения с пожилыми людьми
Чтобы прийти к взаимопониманию с пожилым человеком, необходимо следовать несложным правилам:
- Необходимо избегать конфликтов, споров, критиковать стариков.
- Относитесь к пожилому человеку как к грудному ребёнку. Если он чем-то недоволен и бунтует, значит, на, то есть причины. Выясните их.
- Нужно серьёзно отнестись к страхам и тревогам человека, не считайте это глупостью и не говорите ему об этом. Пусть он озвучит то, чего боится. Это поможет снять напряжение и станет толчком на пути поиска решения проблемы.
- Часто тревожное состояние может быть взаимосвязано с ухудшением состояния больного. Если больной боится, что его могут не услышать, когда ему будет плохо, установите рядом специальную кнопку, поставьте на тумбочку колокольчик или мобильный телефон
- Обязательно разговаривайте со своим клиентом, выслушивайте его со всем вниманием до конца. Если у вас по уважительной причине нет возможности довести долгую беседу, мягко остановите разговор и обещайте, что вы его обязательно продолжите, как только вы освободитесь.
- Никогда не стоит навязывать своѐ общество пожилому человеку. Если видите, что он не желает этого, но никогда не отказывайте, если он, наоборот, нуждается в этом. Всегда относитесь к старшему человеку с большим уважением.
- Не стоит начинать разговор, когда клиент рассержен или раздражен, подождите немного. Никогда нельзя заставлять пожилого человека что-либо делать насильно. Существует множество других способов его уговорить. Можно попросить кого-то, кому он очень доверяет, привести исторические или литературные примеры.
- Не стоит забывать о проявлении нежности. Смотрите ему в глаза. Чаще обнимайте, целуйте, держите его за руку, садитесь рядом. В очень частых случаях плохо слышащие и видящие старики нуждаются в тактильном контакте.
- Если клиент самостоятельно может сходить по своим делам, принять душ, переодеться, не стоит ему это запрещать, если нет никаких противопоказаний. Двигательная активность никогда не будет лишней, кроме того, способность выполнять самостоятельно многие функции только подбадривает их и настраивает на позитивный лад.
- Если же пожилой человек не может сам себя обслужить, а у вас нет времени, необходимо нанять профессиональную сиделку, которая будет ухаживать за ним как следует.
- Нельзя запрещать пожилому человеку иметь свои укромные места для хранения денег, сладостей и т.д.
- Спокойно реагируйте, если клиент станет обвинять вас в пропаже денег. Он, скорее всего, забыл, куда именно их положил. Необходимо помочь как можно быстрее найти их.
Сохраняйте свое здоровье и позитивное настроение для работы с пожилыми людьми:
- Не думать о плохом;
- Улыбнуться, перевести разговор на другую тему;
- Позитивная установка «Жизнь продолжается. Всѐ будет хорошо»
- Выговориться, выплеснуть эмоции;
- Устроить себе праздник, побаловать себя чем-то;
- Сменить обстановку: сходить в магазин, на прогулку, в гости.
Японская пословица гласит: из любого сложного положения существует по меньшей мере три выхода, а четвертый — наилучший. Эффективный способ разрешения конфликтов посредством переговорного процесса — определение и обоснование нескольких вариантов решения проблемы.
В конце семинара специалисты обсуждали текущие вопросы:
- О нуждаемости семей и родителей мобилизованных граждан;
- О продолжении работы мобильных бригад по разъяснению сельскому населению о различных видах социальной помощи, в том числе на основе соц. контрактов;
- Подомовые обходы по газификации населения;
- Подомовые обходы по многоквартирным домам пятой степени огнестойкости;
- Подомовые обходы с целью выявления одиноких пожилых граждан;
- О оказании социальной государственной помощи на основе социального контракта;