12.08.24 г. в ГАУ КО «Мантуровский КЦСОН» в отделении срочного социального обслуживания прошел семинар для специалистов на темы: «Конфликтные ситуации и способы их разрешения при работе с пожилыми людьми страдающими деменцией», «Организация психологического сопровождения семей участников СВО». На семинаре присутствовали специалисты отделения и педагог-психолог.
Открыла семинар заведующая отделения срочного социального обслуживания Медведева Е.П.
Елена Павловна раскрыла тему: «Конфликтные ситуации и способы их разрешения при работе с пожилыми людьми страдающими деменцией».
У пожилых и старых людей одной из причин искаженного общения являются трудности восприятия и осмысления полученной информации, их обостренная чувствительность к поведению и отношению к ним собеседника, пониженный слух.
Неверный выбор стиля общения может привести к обиде, разочарованию и гневу человека с деменцией. Чтобы избежать этого и лучше понимать друг друга, нужно научиться находить и выстраивать подходящие точки соприкосновения.
Основные правила общения с людьми с деменцией:
- Говорите вежливо
- Поддерживайте зрительный контакт
- Не кричите и не повышайте голос
- Говорите медленно, не меняя интонации
- Задавайте простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»
- Говорите кратко и четко: одна мысль = одна фраза
- Дайте время понять пожилому человеку, что он слышит, не торопите его
- Проявляйте инициативу в общении.
- Не расстраивайтесь, если они не отвечают на ваши вопросы.
- Проявляйте доброту через поведение (обнимайте, улыбайтесь им, держите за руку)
- Всегда следите за их состоянием и реакциями на ваши действия
- Не расстраивайтесь, если они вас не могут вспомнить
- Не указывайте на ошибки.
- Если нужно помочь подстричь ногти, поправить подушку или одеяло, помочь одеться и т.д., проговаривайте все действия.
- В случае агрессивного поведения постарайтесь понять причину (возможно, вы взяли его любимый предмет или наоборот, человек злится, потому что что-то потерял).
- Хвалите за любые действия. Это очень важно
Уважайте человека. У него была насыщенная жизнь. Он был отличным и востребованным специалистом, любящим и заботливым родителем. И он не выбирал свою болезнь. Болезнь выбрала его.
По второму вопросу «Организация психологического сопровождения семей участников СВО» выступила педагог-психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям Юсупова Р.П.
Оказание своевременной психологической помощи семьям участников СВО является актуальной задачей, поскольку семья, столкнувшись с мобилизацией или решением мужчины заключить контракт и оправиться в зону СВО добровольцем, оказалась в кризисной ситуации. С одной стороны, произошли изменения в структуре семьи, требующие перераспределения ролей, привычного уклада жизни семьи, отказа от ближайших семейных планов и целей. С другой, члены семьи оказались в ситуации постоянной тревоги и страха за жизнь близкого, неопределенности будущего и необходимостью совладания с длительным стрессом в настоящем. Помимо этого, часть семей столкнулась с непониманием, а иногда и негативным отношением ближайшего социального окружения.
Эти факторы негативно влияют на жизнь всех членов семьи: может нарушаться коммуникация в детско-родительских отношениях, активизируются психосоматические заболевания, возникают апатия, эмоциональное истощение, депрессивные состояния. Наличие этих проявлений, безусловно, нарушают возможности семьи к адаптации в кризисной ситуации и становятся фактором риска для сохранения целостности семьи в будущем, поддержки несовершеннолетних, воспитывающихся в семье и поддержки военнослужащего при возвращении из зоны боевых действий.
Организация доступной психологической поддержки для каждого члена семьи участников СВО является важным элементом адаптации семьи к текущей ситуации и активизации ее ресурсов для дальнейшего функционирования.